Алгоритм
анализа коррекционного занятия учителя-дефектолога
Пояснительная
записка к алгоритму
Одной из актуальных проблем в сфере
специального образования является проблема содержания, планирования и
организации коррекционно-педагогической деятельности учителя-дефектолога в
рамках коррекционных занятий учебного плана специальной образовательной и
вспомогательной школы.
Введение в учебный план коррекционных
занятий подчёркивает роль коррекционной работы в обеспечении успешности учения
учащихся с особенностями психофизического развития.
Качество коррекционных занятий
(интегрированное обучение, обучение в специальных школах-интернатах, специальных
классах образовательных учреждений) зависит от понимания специалистами их целей
и содержания. Практика показывает, что эти аспекты коррекционно-педагогической
деятельности не всегда чётко осознаются учителями-дефектологами, а также
лицами, контролирующими их деятельность.
Зачастую учителя-дефектологи на коррекционных
занятиях ликвидируют проблемы, возникшие в усвоении программного материала. В
данном варианте коррекционной работы учитель-дефектолог выполняет роль
учителя-репетитора, который проводит дополнительные занятия по предмету. Такие
занятия дают лишь временный эффект, так как не решается главная задача –
коррекция того или иного недостатка, препятствующего формированию определенного
навыка (счёта, чтения, письма, речи и т.д.)
или умения способствующего преодолению или ослаблению недостатков
психического или физического развития.
Лица, осуществляющие контроль над
деятельностью учителей-дефектологов должны чётко дифференцировать цель уроков
по предметным областям в специальном образовании и цель коррекционно-педагогической
деятельности в рамках коррекционных занятий.
Цель
уроков в рамках специального образовательного процесса
– формирование у детей с особенностями в психофизическом развитии знаний,
умений и навыков по учебным предметам в соответствии с программой обучения. Результат
– овладение учащимися определённым объёмом знаний, умений и навыков по темам
учебного предмета
Цель
коррекционных занятий в рамках специального образовательного процесса – устранение
причин затруднений в усвоении предметных знаний, умений и навыков. Результат
– формирование умений в «проблемной» области развития (восприятия, речи,
памяти, мышления, речи, деятельности и др.), которые повышают уровень
успешности учащегося при выполнении учебных заданий различного программного
содержания.
Таким образом, коррекционная работа
отличается от урочной деятельности по предмету целью, содержанием и
результатом. Поэтому тип учебной деятельности – коррекционное занятие имеет ряд
специфических особенностей.
1.
Коррекционное
занятие не подменяет урок, поэтому имеет особую структуру, отличительную от
структуры урока:
·
коррекционное
занятие может содержать отдельные структурные компоненты урока: организационный
момент, повторение пройденного, сообщение темы и задач занятия, работа по теме
занятия, итог занятия или организационный момент, актуализация знаний,
объявление новой темы, закрепление изученного, подведение итогов;
коррекционное занятие может содержать
три этапа: вводная, основная, заключительная часть.
2.
Коррекционное
занятие является гибким и в плане временной продолжительности отдельных
занятий, и в плане изменения состава групп, т.е. оно может быть как групповым,
так и индивидуальным. По времени проведения учитель-дефектолог может
регламентировать свои занятия, самостоятельно отмечая временные промежутки в
циклограмме рабочего времени. Например, в условиях интегрированного обучения на
проведение коррекционной работы (коррекционных занятий) должно выделяться не
менее 1 учебного часа в неделю. Учитель-дефектолог 45 минут рабочего времени
занятия можно разделить на 3 части, таким образом, коррекционная помощь будет
оказываться учащимся в течение трёх дней. Если же в специальной школе либо
специальном классе учебным планом предусмотрено 4 часа, то учитель-дефектолог
может в каждый из 4 дней проводить
коррекционные занятия разной продолжительности (30мин +15мин,
15мин+15мин+15мин, 20мин+25мин). Таким образом, в течение недели
учитель-дефектолог работая с классом в рамках коррекционных занятий 4 учебных
часов (180мин), что может составить от 4 до 8 коррекционных занятий.
3.
Коррекционное
занятие соответствует по задачам перспективному плану коррекционной работы,
корректно определена тема, тема коррекционного занятия не дублирует тему урока.
4.
Коррекционное
занятие индивидуально-ориентировано (учитываются индивидуальные особенности
психофизического развития: уровень развития того или иного навыка, характер
деятельности, учет возрастных особенностей, учет программы обучения, темп
деятельности, речевое развитие, уровень коммуникативной деятельности,
сформированность эмоционально-волевой сферы, способность учащихся к принятию
помощи и т.д.).
5.
Коррекционное
занятие по содержанию должно соответствовать поставленным задачам, содержание
должно соответствовать реализуемой образовательной программе и
индивидуально-возрастным особенностям учащихся с особенностями в
психофизическом развитии.
6.
Коррекционное
занятие должно быть оснащено специальной наглядностью (картинный, игровой,
раздаточный материал), оборудованием, техническими средствами обучения в
соответствии с индивидуальными особенностями развития учащихся - увеличенные
образцы дидактического и раздаточного материла для детей с нарушением зрения;
специальные приспособления для крепления наглядности для детей с нарушениями
опорно-двигательного аппарата; специальное усиливающее оборудование для детей с
нарушением слуха; модели, схемы, таблицы, образцы выполнения заданий для детей
с нарушениями речи, задержкой психического развития (трудностями в обучении),
детей с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью).
7.
Коррекционное
занятие должно быть наполнено разнообразием взаимосвязанных методов и приемов:
словесных, практических, наглядных, исследовательских, проблемных.
8.
Коррекционное
занятие должно быть эмоционально окрашено: эмоциональные установки на
положительную работу, рефлексия, музыкальные паузы, игровые приемы работы,
владение учителем-дефектологом приемами повышения активности и т.д.
Анализируя занятие, необходимо
обращать внимание на вышеперечисленные особенности организации коррекционного
занятия, которые и заложены в алгоритм анализа.
Анализ
коррекционного занятия учителя-дефектолога
№
п\п
|
Показатели оценивания
|
Оценка
|
1
|
Соответствие
темы занятия задачам перспективного плана коррекционной работы, тема
коррекционного занятия не дублирует тему урока
|
|
2
|
Соответствие
содержания теме и задачам коррекционного занятия
|
|
3
|
Соответствие
содержания возрастным и психофизическим особенностям развития учащихся
|
|
4
|
Соответствие
структурных компонентов коррекционному занятию
|
|
5
|
Наполнение
содержания занятия разнообразием приёмов и методов, их взаимосвязь,
обоснованность и соответствие индивидуально-возрастным особенностям учащихся:
·
словесные;
·
практические;
·
наглядные;
·
исследовательские;
·
проблемные
|
|
6
|
Использование
на занятии различных пособий:
·
игрушки,
иллюстрации;
·
модели, схемы,
таблицы, образцы выполнения заданий;
·
ТСО
(технические средства обучения)
·
ИКТ (информационные коммуникативные
технологии);
·
ЭСО
(электронные средства обучения)
|
|
7
|
Активность
использования времени на занятии
|
|
8
|
Обеспечение
эмоционального комфорта на занятии:
·
рефлексия;
·
игровая
деятельность;
·
музыкальные
паузы, физкультминутки и т.д.
|
|
9
|
Выполнение
гигиенических требований и соответствие деятельности на коррекционном занятии
нормативным требованиям
|
|
10
|
Использование
учителем-дефектологом приемов привлечения, сосредоточения учащихся:
·
педагогических;
·
психологических
|
|
11
|
Использование
приемов регуляции психофизической и интеллектуальной нагрузки учащихся
|
|
12
|
Формирование
коммуникативной компетенции учащихся:
·
включение
учащихся в вопросно-ответную деятельность;
·
включение
учащихся в диалог по теме;
·
работа по
активизации словарного запаса
|
|
13
|
Результативность
коррекционной работы
|
|
14
|
Этика
и культура общения учителя-дефектолога
|
|
Итого баллов
за занятие
|
|
Обработка результатов анализа. Каждый
критерий анализа занятия оценивается в 1 балл. Подсчитывается общее
количество баллов. Для выражения результатов в трехуровневой системе оценок,
необходимо соотнести полученный показатель с таблицей: высокий уровень (12 -
14) = 3 балла, средний уровень (10-12) = 2 балла, низкий уровень (5-10) = 1
балл.
Комментариев нет:
Отправить комментарий