Анализ урока


Алгоритм анализа урока
в классе интегрированного обучения и воспитания
Урок в интегрированном классе имеет ряд специфических особенностей.
Во-первых, в урок включаются лица с особенностями психофизического развития, обучающиеся по специальным программам.
Во-вторых, при обучении лиц с особенностями психофизического развития используются специальные методики, специальные учебники.
В-третьих, в учебных кабинетах создается специальная развивающая среда, позволяющая активно включать учащихся с ОПФР в образовательный процесс.
В-четвертых, учителем–предметником, учителем начальных классов готовится план урока, который включает несколько тем (общего среднего и специального образования) или же адаптируется материал под тему программы общего среднего образования с учетом потенциальных возможностей включенных в образовательную интеграцию учащихся с ОПФР.
В-пятых, учитель–предметник, учитель начальных классов должен соблюдать охранительный режим для всех детей интегрированного класса в соответствии с их психофизическими возможностями.
В-шестых, учителя–предметники, учителя начальных классов, работающие в классах интегрированного обучения и воспитания, должны обладать высоким профессионализмом:
·                   умением скрывать отрицательные эмоции;
·                   умением создавать положительные межличностные отношения на уроке;
·                   способностью на равных принимать всех обучающихся, независимо от их возможностей и способностей;
·                   умением адекватно оценивать результаты деятельности учащихся.
Учитывая данные особенности, администрация учреждения образования, анализируя урок в классе интегрированного обучения и воспитания, обращает внимание на специфику организации урока. В алгоритме анализа урока в интегрированном классе, выделены следующие этапы: подготовка учителя к уроку, организация урока, содержание, включение учащихся в деятельность, здоровьесбережение, профессиональная этика педагога. В каждом этапе определены показатели анализа урока. 
Определены критерии оценивания.
Этапы
Показатели оценивания
Оценка
в баллах
Подготовка
 учителя
к уроку
Наличие плана урока составленного по двум образовательным программам (общего среднего и специального образования).

Определение задач (образовательной, развивающей, коррекционной, воспитательной).

Обеспечение урока методическими пособиями в соответствии с образовательными программами (общего среднего и специального образования).

Проектирование индивидуальной работы с учащимися с ОПФР.

Определение вариантов включения учащихся с ОПФР в коллективную, групповую деятельность, работу в парах.

Создание в классе образовательной среды для включения учащихся с ОПФР в образовательный процесс.

Организация урока


Создание эмоционально-комфортной  обстановки на уроке (рефлексия, мотивация к деятельности).

Соответствие структурных этапов урока плану.

Решение поставленных задач.

Использование личностно-ориентированного подхода обучения учащихся интегрированного  класса (разноуровневые задания).

Организация индивидуальной работы с детьми с ОПФР.

Аттестация (текущая) деятельности учащихся с учетом требований разных систем оценивания (десятибалльной  шкалы при освоении содержания программы общего среднего образования и десятибалльной шкалы при освоении содержания программы вспомогательной школы).

Организация итоговой рефлексии.

Задание на дом (дифференцированный подход).

Содержание
Доступность и научность изложения материала учащимся  разных групп по возможностям усвоения материала.

Использование приемов дифференцированного объяснения  излагаемого материала.

Использование ИКТ (информационные коммуникативные технологии), ЭСО (электронные средства обучения).

Соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям учащихся.

Включение учащихся в
деятельность
Использование приемов поощрения, стимулирования мотивации учащихся, поддержка и развитие системы обратных связей.

Использование приемов дополнительных объяснений для учащихся.

Сокращение объема изучаемого материала для учащихся с ОПФР.

Включение учащихся с ОПФР в диалог с учителем, сверстниками с помощью доступных вопросов.

Включение детей с ОПФР в коллективные, групповые и другие виды деятельности.

Предупреждение затруднений учащихся (использование второстепенных средств обучения: карточки, таблицы, калькулятор и т.д.).

Осуществление индивидуальной поддержки.

Здоровьесбережение
Учет психофизических особенностей учащихся класса в ходе организации деятельности на уроке.

Соблюдение охранительного режима (дополнительные динамические паузы, зрительная гимнастика, пальчиковая гимнастика).

Создание психологического климата на уроке, наличие эмоциональных разрядок.

Чередование труда и отдыха, смена одних форм труда другими с целью повышения работоспособности учащихся.

Соблюдение гигиенических требований к посадке учащихся и систематический контроль их осанки на уроке.

Соблюдение норм объема домашних заданий, предусмотренных СанНиПом.

Соблюдение гигиенических условий в соответствии с требованиями СанНиПа.

Педагогическая культура
и профессионализм учителя на уроке
Знание содержания программного материала (общего среднего и специального образования).

Умение адаптировать содержание материала по предмету общего среднего образования под потенциальные возможности детей с ОПФР.

Знание методик обучения учащихся включенных в образовательную интеграцию.

Проявление любви, доброты, уважения к учащимся  независимо от их успехов в обучении.

Понимание психологии поведения учащихся с ОПФР, целесообразные и справедливые  реакции на моменты отклоняющегося от нормы поведения.

Отсутствие раздражительности, сдержанность при неправильной интерпретации учащимися изложенного материала, вовлечение других учащихся к опровержению неверных ответов.

Соблюдение норм общей и педагогической этики

Общая оценка урока
Урок был хорошо подготовлен (или нехорошо подготовлен) для реализации поставленных задач. Урок обеспечил (не обеспечил) учащимся продвижение в усвоении новых знаний.
Урок полностью отвечал (не отвечал) принципам личностно ориентированного обучения, использовалс  (не использовался) индивидуальный подход к учащимся с ОПФР.
Учащиеся чувствовали (не чувствовали) себя хозяевами урока, его соавторами и проявили свои субъектные свойства: активность, ответственность, самодисциплину, умение делать выбор, участвовать в диалоге, отстаивать свою позицию, умение поддерживать сверстников с особенностями в развитии на условиях равных партнерских отношений.
Учитель реализовал (не реализовал) стратегию сотрудничества по отношению к учащимся с ОПФР, умело сочетал (не сочетал) фронтальную работу с классом с индивидуальной работой, поощрял и оценивал (не поощрял, не оценивал) индивидуальные достижения учащихся.
Общая атмосфера и образовательная среда урока способствовали (не способствовали) саморазвитию, самообразованию, самовыражению, самоопределению учащихся, межличностному взаимодействию.
Обработка результатов анализа:
Каждый критерий анализа урока оценивается в 1 балл. Подсчитывается общее количество баллов. Для выражения результатов в трехуровневой системе оценок, необходимо соотнести полученный показатель с таблицей: высокий уровень (32-48) = 3 балла, средний уровень (16-32) = 2 балла, низкий уровень (10-16) = 1 балл


АНКЕТА КАЧЕСТВА УРОКА
Отметить кружком номера тех проявлений, которые имели место при проведении урока________________ учителем ____________________________

1.                          Осуществляет свою деятельность с учетом прав лиц с особенностями психофизического развития, гуманного к ним отношения.
2.                          Осуществляет образовательный процесс на основе учебных планов, программ и учебных пособий, соответствующих потребностям детей, с использованием различных средств и методов обучения с учетом специфики физических и (или) психических особенностей учащихся.
3.                          Обеспечивает коррекционно-развивающую направленность урока (ставит цели развития  личностных качеств и коррекции нарушений).
4.                          Хорошо знает особенности познавательной деятельности соответствующих категорий учащихся с психофизическими нарушениями развития и строит обучение на диагностической основе.
5.                          Уверенно (профессионально) владеет учебным материалом.
6.                          Обеспечивает обучение лиц с особенностями психофизического развития с использованием специального оборудования при соблюдении санитарно-гигиенических требований к организации образовательного процесса соответствующей категории детей.
7.                          Дифференцирует и индивидуализирует работу учащихся в зависимости от степени выраженности нарушения.
8.                          Использует различные виды коммуникативной деятельности (жест, символ, знак, слово).
9.                          Осуществляет обучение на полисенсорной основе с предоставлением условий для наглядно-практической деятельности при усвоении учебного материала.
10.                     Использует традиционные и специфические приемы и средства активизации познавательной деятельности (музыкальные и изобразительные средства, театрализованно-игровую деятельность).
11.                     Обеспечивает доступность формируемых знаний с учетом познавательных возможностей учащихся.
12.                      Устанавливает и использует связи с другими предметами.
13.                     Уместно использует материал из разных сфер жизнедеятельности.
14.                     Способствует формированию компенсаторных способностей, развитию личности учащегося.
15.                     Демонстрирует гуманистические приемы обучения (не перебивает, не проявляет неприятия, раздражения, гнева, не навязывает свою точку зрения, оказывает поддержку, выступая как фасилитатор).
16.                     Грамотно адаптирует и применяет педагогические и психологические технологии, направленные на осуществление коррекционно-развивающего обучения.
17.                     Стимулирует рефлексивную деятельность учащихся.
18.                     Поощряет индивидуальные учебные достижения.
19.                     Урок является целостной структурно-динамической системой.


Дата _____________                                   _____________________________

Комментариев нет:

Отправить комментарий